Print
Category: Личное
Hits: 4583

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Спустя наверное месяц, я вернулся к строительству лодки, которое так печально прервалось. Переживания и расстройства остались позади. Хотя клеить стеклоткань желания все еще не было, да и желтая полоса на киле говорила о том, что сюда лчше ничего не клеить.

Решил перевернуть лодку дном вниз и продолжить сборку насухо.

 

С помощью накладок (в топку заусовку) склеил листы для бортов. На следующий день выпилил их и начал прикладывать к днищу.
И опять наступаю на старые грабли, на даче все еще нет меди!!!



Скрепляю борта и дно скрепками

Тут в общем и всплыли косяки с погрешностью в шпангоутах, описаные выше. Шпангоуты торчали за край днищевого листа.

Этот косяк я быстро поборол электрорубанком. и борта относительно плотно легли к днищу. После чего я заволок "лодку" обратно в гараж. Понравилось, что я это смог сделать один, ведь до реки мне её в будующем тоскать скорее всего одному придется.

Корпус АКЛ 3.8 в сборе

Далее я пооткручивал по одному шпангоуты. Выпиливал в них сливное отверстие и клеил уже навсегда.

Шпигат в шпангоуте
И я абсолютно не думал о том, что там, снизу, киль испорчен, и возможно моей лодке так и не удастся увидеть воду. Я шел вперед, выкинув из головы проблему. Проблем осталась на другой стороне днища, которую я сейчас не видел и у меня все было хорошо, я был счастлив.
Наверное это особенность моего характера. Если у проблемы нет решения, то она перестает быть проблемой. Странный подход, но он помагает мне не унывать.

Перед вклейкой шпангоутов озаботился закупкой аэросила или его аналога. Смола без него текла безбожно и я боялся, что с вертикального шва между шпангоутом и бортом она вытечет не проклеив стык равномерно.

Собственно где купить аэросил - я знал давно, в ОКАХИМ. Но "подушку" на 10кг покупать не хотелось, т.к. дорого и нах потом этот мешок мне нужен в гараже. И так места мало.

Решил поискать алюминиевую пудру. Но пакетеки люминя оказывается найти в Самаре - тоже не тривиальная задача. В магазинах их нет. Нашел только на рынке. Купил несколько пакетиков по 60 р штука для пробы.

Пакетики катались у меня в машине три дня и глядя на них я начинал пинимать, что этого мало, и придется покупать ещё и ещё. прикинув цену требуемых пакетиков я поехал за аэросилом в ОКАХИМ.

Те пакетики до сих пор катаются в машине не распакованными.

Мешок Аэросила 10 кг

Мешок с трудом влез в мой "французский" багажник. Нахрен мне столько. Я обрек себя на вечное хранения этого хлама.
Но стоп. Я ведь не один такой ищу аэросил, и его реально надо не так много всем, не только мне. Кинув клич на форуме я удачно распродал лишний аэросил по цене, которую сам заплатил. В итоге антикризисность строительства не пошатнулась.

Особое спасибо Елене из Мурманска, забравшей у меня 5кг.

Короче я вклеивал шпангоуты с обильным добавлением аэросила. В один из жарких дней, оставив замес на солце, я узнал, что такое "смола закипела".
Собсвенно сначала она начала дымится. Увидев это я убрал ведерко в тень, но цепную реакцию уже было не остановить. Я даже как-то труханул, хрен знает какие пары там выделяются. Отойдя на безопасное расстояние я наблидал за волшебным химическим процессом. Смола начала белеть и пениться. Из ведерка шел пар.

После того как пар прекратился я подошел к ведёрку и вынул из него вот такой "пеноблок".

Он был очень легким (чуть тяжелее пенопласта), крепким как камень и ни капли не липким.

Не для всех шпангоутов было легко найти место, куда их надо было приклеить. АКЛ предполагает метод сборки - СИС. Т.е. сшиваем корпус, втыкаем туда шпангоуты, потом склеиваем. Т.е. не на стапеле выставляем шпангоуты по уровню через равные промежутки (450мм в нашем случае). На стапеле можно легко померять расстояние между шпангоутами, в собранном корпусе, который "гуляет" мерять - нечего. Так вот я запарился втыкать 1й 2й и 3й шпангоуты.

 

Рекомендую авторам проекта нарисовать на выкройках днища и бортов линии крепления шпангоутов с размерами. Это сильно облегчило бы жизнь.
Имея скорлупу я могу померять расстояние только вдоль борта, скулы и киля, а вот по эфимерной центральной линии - нет. В итоге пришлось искать эту "центральную" линию, вдоль которой, надо отложить 450мм. Делал я это так:
1. принебрег изгибом между 3им и 4ым шп. Отмерил 450 по борту и килю.
2. Прикрутил 3й на место (скорее всего, с погрешностью)
3. прибил к верхушкам третьего кусок старой рейки

4. Натянул бечевку от кончика носа до середины рейки.
5. начал отмерять по бечевке нужное расстояние

6. по ней же и выверял вертикальность шпангоута

Хочу сказать, что второй не хотел вставать на свое законно вычесленное место, поэтому вставил куда вставилось. Съехал он уменя на 5 сантиметров.

Собственно, шпангоуты я клеил по одному в день, т.е по два в неделю. Когда я закончил уже был август. А я мечтал в августе уже поплавать хотя бы без рундуков и палубы на веслах. Но хобби есть хобби. Работа, семья и друзья важнее.

Поперечный набор готов, пора оклеивать лодку. Как я не хотел её переворачивать. Вы не поверите. Но делать надо.

Я перевернул лодку, подстваил под неё пеньки, чтобы дно было на уровне пояса и начал думать, как быть с этим коричневым пятном на киле, не дававшем пристать смоле. Оно все еще было влажновато липким.

И тут меня осенило!!!

Тот пробный брусок, что я удачно оклеил со второй попытки. Вторая оклейка с него не отвалилась, она сидела мертво.

Я нашел его и принялся ковырять отверткой. Отковыривалось конечно, но с трудом и вместе с щепками, т.е. все сидело супер.

В чем же секрет?

А секрет был в дожде. Проливной дождь смыл всю пэпу из толщи бруска. Ведь он провел будни на улице, а "лодка" в гараже.

Я наполнил таз водой, взял губку и отправился "мыть лодку".

Киль принимал первоначальный цвет прямо на глазах. Мыл я старательно и долго. Потом оставил лодку сохнуть на неделю.

Пока "лодка" сохла я читал на форуме, как упростить пропитку ткани. Я помнил насколько тяжело было прилепить узкую полоску ткани.

Одни советовали фен, другие 646, еще я знал про пластификатор ДБФ.

В итоге я купил всё:
1. ДБФ
2. 646
3. ФЕН
и начал ставить эксперимент

Эксперимент очень прост:
тряпочки и ненужный кусок фанеры
1. месим ЭД20 + ПЭПА, приклеиваем тряпочку
2. добавляем в смесь ДБФ и приклеиваем вторую
3. Отжег тряпочку от пропитки (дым шел) и повторил
4. Новый замес ЭД20 + ПЭПА + 10% 646
5. ЭД20 + ПЭПА + 10% 646 + ДБФ

ВСЕ БЕЗ ФЕНА

На фото (выше) результат на следующий день.
Собственно субъективное описание процесса пропитки:
1. Чистая смесь, без механического воздействия не пропитывается. Я мазал только серединку, а на фото видно, что чистая смесь не растеклась сама по краям.
2. С ДБФ смола такая же густая. С ней также трудно работать, но намокаемость ткани выше. Края сами впитали остатки смолы.
3. Отжиг ткани (Т13) не повлиял ни на что!!!
4. Виват фантомас, смола сама впитывалась в тряпочку, мне осталось лишь равномерно её распределить кисточкой.
5. Самы лучший результат.

Т.е. вывод такой 646 облегчает процесс очень сильно. Далее надо понять что же с результатами. Кто крепче держится за фанреку.

Тест №1: отрыв
субъективно образец 1 лучше всего отрывался, но у него не были пропитыны края, остальные образцы начинали трещать при "одинаковых" усилиях

Тест №2: Излом
я ожидал, что ДБФ добавит пластичности смоле и она не будет вести себя как стекло (ломаться и колоться). Первим делом я подергал за махрушки на краях тряпочек. Ожидания немножко подтвердились края без ДБФ были полее острыми и царапались.
Потом я попытался выгнуть фанеру усилием рук. Фанерка 4мм, поэтому гнулась нормально. Излом наружу все выдержали достойно, а вот внутрь растрескались все. На ткани появились белесые текстурные штришки, местами нити треснули и вылезли из смолы.
Таким образом получается, что слой смолы не работает на сжатие, но хорошо держит на растяжение.

Выводя сделал такой - лить все и сразу.

В общем дело пошло, процесс пошел лучше с применением химии в замесе.

Однако счастья еще не было. Для полной обклейки все равно как-то геморно. Ну не представлял я себе, как я обкливаю все дно (половинку) сразу одной большой тряпкой.

Далее после швов, надо было все шпаклевать и шкурить перед обклейкой. Замесил с аэросилом погуще и прошелся по всем шурупам. Лишнее снимал железякой с острым ровным краем. Шпатель марать эпоксидкой было жалко.

Далее шкурить. На этапе сборки и вклейки шпангоутов мне уже приходилось шкурить "лишнее" шкуркой. Первым делом в хозяйстве появился брусок к которому степлером присобачивал шкурку. Стало в легче, но не супер.

Потом появилась приблуда с зажимами для наждачки, резульата тот же что у бруска, но смена шкурки ускорилась.

Поэтому перед оклейкой решил разориться на чудо инструмент. Вы не поверите, какой он чудесный. Сдувает вмиг любую соплю. Вся пыль собирается в коробочку (почти вся, процентов 90). Обороты регулируются. Шкурка забивается и портиться медленнее. Я писел кипятком.

Единственный недочет - эксцентриковую машинку не сунешь во внутренний угол ближе чем на 1см к стенке. Тут компромис между ленточной и эксцентриковой. Ленточная - более громоздкая, но во внутренний хотя бы прямой угол лезла бы почти в упор.

Собаке фен понравился больше чем шлифовальная машинка :)

И вот сентябрь уж на дворе. На улице похолодало и высокая влажность. Я решил положить большую тряпочку.

Подождав полчасика, отрезал ткань и скрутил в рулончик.

В отличии от лент, класть решил на мокрую поверхность. Прогрел "лодку" феном. Замесил мега смесь и промазал дно.

Разматывать рулон решил помере пропитки ткани, чтоб было за что потянуть. Ведь стянуть полметра ткани по липкому клею легче чем все 3,8 метра. А тянуть пришлось много, чтобы убрать заломы пузыри и складки.

Тут надо отдать должное Т13, она отлично деформируется параллельным сдвигом. Т.е. потянув за один участок, соседний не тянется. Из опыта оклейки обоев это - основная проблема. Тянешь, чтобы разгладить одну складку, складка разравнивается, но образуется другая.

Гладил ткань я рукой в перчатке, никаких валиков и шпателей.

В общем убрал я все складки и оставил ткань пропитываться. И реально она начала местами становиться более прозрачной.

Потом сделал еще замес и начал "красить" кисточкой ткань сверху. Начал работу с большой тряпочкой я в 17.00, закончил в 20.00. Уже было темно. Ставить свет не было желания, хотел скорее закончить, поэтому нос промазывал на ощупь.

Это опять мой косяк, не надо поддаваться эмоциям, а делать все обстоятельно, если темно, то отвлекись и поставь свет и потом работай хоть всю ночь. Хотя всю ночь жена не даст :)

Но я же так не могу, мне же осталось всего 5 минут, еще чуть чуть, ну вот капельку. в Итоге пропитка носа делалась на ощупь.

Выходные закончились и я уехал с дачи домой.

В следующую субботу побежал смотреть на результат. Как и ожидал от кормы я в восторге, нос на 3 с минусом :)

Имеются пузыри. Но срать я на них хотел. В следующем году прорежу ножом промажу и кину сверху еще слой. Так уж получилось, что в носу у меня серьезный нахлест, который я не стал отрезать. Поэтому тряпочка с другого борта так же как и эта накроет весь нос сверху и спрячет все мои косяки.

А сейчас лучше порадоваться достигнутому. Порадоваться тому, что впереди и закрыть эту дверь в дачный гараж на долгую и холодную зиму.

Так я и не стал я лодочником в 2013ом году.

Продолжение следует...

Строительство лодки. АКЛ 3.8 Часть I

Продолжение:

Строительство лодки. АКЛ 3.8 Часть III